А.Л. Чижевский, Н.В. Чижевская (Энгельгардт), Л.В. Голованов, А.Л. Голованов, И.И. Голованова
Москва, Звездный бульвар, 1963 год.
2024 год — год 60-летия ухода А.Л. Чижевского, 20-тилетия — его последователя и пропагандиста Л.В. Голованова и годовщина ухода А.Л. Голованова, президента фонда пропаганды Отечественного научного и культурного наследия «Гелиос» (Москва).
К этим печальным событиям приурочено открытие экспозиция в доме-музее А.Л. Чижевского в Калуге.
Фигура Чижевского не подчиняется закону перспективы (выражение Б.Б. Полынова о В.В. Докучаеве), наоборот, со временем величие личности, роль вклада в науку и культуру лишь возрастают в глазах современников и потомков.
Леонид Витальевич Голованов в 30-летнем возрасте, будучи начинающим научным журналистом, имеющим базовое инженерно-техническое образование, сумел ощутить всемирно-историческое значение роли А.Л. Чижевского и подхватить, вместе со вдовой ученого Ниной Вадимовной, флаг естественно-научного космизма как нового мировоззрения, родственного учению о ноосфере В.И. Вернадского.
Уход Чижевского в 1964 году пришелся на начало новой для человечества — космической эры, эры освоения космического пространства, основы которой были заложены земляком и старшим другом А.Л. Чижевского Константином Эдуардовичем Циолковским.
Какие мысли обуревали Чижевского, когда на поселении в Карагандинских степях он услышал о запуске первого спутника в 1957 году? А, может быть, и увидел? Как «Звезда падает вверх!»
Видимо, именно это событие ускорило возвращение Александра Леонидовича в Москву, где начинали реализовываться пророчества Циолковского и Вернадского о космической эре человечества.
И в личной жизни А.Л. Чижевского начинался новый этап: стала возможной публикация результатов многолетних исследований, которые не прекращались и в условиях заключения (1942-1950) и ссылки (1951-1958). В некотором смысле работа на фельдшерском пункте в Долинке («столице» Карлага), дала новые материалы по исследованию биофизического отклика на геомагнитные и гелиогеофические воздействия. Но возвращение в Москву, в центр научной, культурной и политической жизни страны открывало новые перспективы, дарило новые, не всегда оправданные надежды. Вместо просторной, первоначально предназначенной Чижевскому 3-х комнатной квартиры он получил однокомнатную на первом этаже 9-ти этажного блочного дома, куда с трудом могла поместиться его библиотека, частично возвращенная ему после конфискации при аресте. Значительную часть уже получила Татьяна Сергеевна, его первая жена, вернувшаяся жить в Москву после ареста Александра Леонидовича в 1942 году в эвакуации в Челябинске.
Лаборатория аэроионизации (аэроионификации) из-за финансовых махинаций сотрудника А.Л. Чижевского Михаила Нафтольевича Лившица была закрыта. Это не помешало Лифшицу после смерти А.Л. Чижевского называть себя его другом и соратником, публиковать книги. А лаборатория была открыта после прямого указания Н.С. Хрущева, который во время поездок в Казахстан на Целину услышал с разных сторон о результатах благотворного влияния Люстр Чижевского и на здоровье шахтеров, и ее успешного применения в животноводстве.
Именно на волне всеобщего интереса к разработкам Чижевского и пришел к нему сотрудник журнала «Юный техник». В своем дневнике Александр Леонидович записал: «Ко мне приходил талантливый журналист Леонид Витальевич Голованов. Он пишет мою биографию». Сам журналист об этом еще не подозревал!
Работа Александра Леонидовича над воспоминаниями о Циолковском не получила реализации при жизни. Лишь в конце 1990-х годов издание их Л.В. Головановым приобрело эффект «информационной бомбы», когда презентация в Калуге на Чтениях памяти К.Э. Циолковского раскрыла многие неизвестные страницы бесед Чижевского и Циолковского.
Издание трех томов трудов А.Л. Чижевского, включая воспоминания о Циолковском, пришлось на дефолт и деноминацию 1998 года. Казавшийся миллионным, гонорар за их издание был обнулен.
Не стало Леонида Витальевича 7 марта 2004 года. Его «лебединой песней» стало проведение и издание трудов конференции «Космос и мировая история» — развивающей идеи Александра Леонидовича спустя 40 лет после его ухода.
Многие начатые и задуманные дела Леонида Витальевича продолжил его старший сын Александр.
Это касается активной деятельности фонда Гелиос: издание книг, проведение конференций памяти А.Л. Чижевского, сотрудничество с ГМИК имени К.Э. Циолковского, Домом-музеем А.Л. Чижевского и Домом-музеем К.Э. Циолковского в Калуге, главное — с людьми, олицетворяющими эти организации: Натальей Алексеевной Абакумовой, Еленой Алексеевной Тимошенковой, Людмилой Теобальдовной Энгельгардт и Людмилой Николаевной Морозовой и многими другими сотрудниками музея космонавтики.
Особо надо отметить издание книги воспоминаний внука Константина Эдуардовича Циолковского — Алексея Веньяминовича Костина «Циолковский известный и неизвестный». Второе издание книги Александр презентовал на 58-х чтениях памяти К.Э. Циолковского в 2023 году, незадолго до того, как попал в больницу.
Многое сделано, но многое еще предстоит!
Собраны воедино стихотворные произведения А.Л. Чижевского, набраны на компьютере и подготовлены к изданию лагерные дневники А.Л. Чижевского.
Все это ожидает издания, как и переиздание вышедших в конце 1990-х годов книг А.Л. Чижевского, включая труды по биофизике крови, опубликованные Александром лишь недавно ограниченным тиражом. А также систематизация архива А.Л. Чижевского, Н.В. Чижевской, Л.В. Голованова, наследие которого не ограничивается только А.Л. Чижевским.
Д.Л. Голованов