
А.Л. и Д.Л. Головановы и Е.Н. Эстис
Выступление Д.Л. Голованова на открытии выставки «От мечты до старта» в Московском Планетарии 8 февраля 2017 года.
«Нам с братом досталось не только право, но и большая ответственность за сохранение и пропаганду наследия А.Л. Чижевского. И мы выражаем искреннюю благодарность руководству Московского Планетария и организаторам настоящей выставки — Фаине Борисовне Рублевой и Елене Николаевне Эстис — за это своего рода знаковое мероприятие.
Так сложилось, что у Александра Леонидовича и Нины Вадимовны Чижевских не было детей и весь архив, который остался после их ухода из жизни, хранился в квартире нашего отца — Леонида Витальевича Голованова, как единственного, согласно завещанию Н.В. Чижевской, законного наследника. И многие вещи — картины, рукописи, предметы личной обстановки квартиры Чижевских — положили основание для организации Дома-музея Чижевского в Калуге. В процессе работы над архивом в последнее время были сделаны новые открытия, часть из которых представлена здесь на стендах нынешней экспозиции. Большинство экспонатов демонстрируется широкой публике впервые…
Открывая выставку, посвященную замечательным космическим юбилеям — 60-летию космической эры, 160- летию К.Э. Циолковского, 110-летию С.П. Королева и 120-летию А.Л. Чижевского, нельзя не отметить и еще один юбилей — 100-летие революции 1917 года. И событие это не только политический переворот, но и революция во всех сферах жизни общества. Об этом свидетельствует выставка «Искусство и революция», открывшаяся вчера в Лондоне. Выставка демонстрирует высокий интерес к революционному искусству начала прошлого века, который проявляется в настоящее время во всем мире. Можно сказать, что революция совершилась во всех сферах, в том числе и в науке, когда возникло ощущение, что Земля уходит из-под ног, когда оказывается неустойчив атом Демокрита, который рассыпается на свои основания с высвобождением хранящейся в нем энергии…
Я хочу привести стихи, которые не могли быть опубликованы в Советское время. Стихи Александра Леонидовича Чижевского, пережившего революцию, и отражающие его отношение к ней как историка. Конечно, как дворянин и офицер, он далеко не все принимал, но как историк он понимал неизбежность происходящего. Об этом же свидетельствуют и слова Маяковского: «В терновом венце революций грядет 16-й год». Маяковский, выражая ощущение надвигающихся событий, ошибся всего лишь на год.
Вот стихи А.Л. Чижевского

«1917»
Как раньше жили мы
нельзя так больше жить —
Среди полночной тьмы
Безумию служить.
Пускай они придут,
Рабы и дикари,
И факелы зажгут,
и чистят до зари.
Ночь будет жгуче-зла
До пояса в крови
Испепелит дотла
Все алтари любви.
Разрушьте ж мир-обман
насилья и пыли
Неведомые нам
хозяева Земли!»
Калуга 1917
Не разделяя методов новых «хозяев земли» Чижевский как историк понимал неизбежность революционных перемен. И его работы в Тамбовской Арженке по аэроионизации получили название «Революция в птицеводстве». Это название книги журналиста Бориса Дьякова, который, как и многие журналисты, нередко стремился опережать события. Тот же Дьяков, будучи партийным журналистом, сам потом проходил лагерные университеты за «левый уклон» в коллективизации.


По портрету видно, что нашли друг друга две созвучные другу творческие личности: ученый, дворянин Чижевский и сын сельского учителя, первый профессиональный марийский художник — Александр Владимирович Григорьев. Этот портрет очень похож на лагерную фотографию А.Л. Чижевского, но здесь мы видим живое, доброжелательное лицо ученого, в отличие от мрачного взгляда на лагерной фотографии. Взгляда на тюремное начальство.
И сам Чижевский, как и Григорьев, был художником. Некоторые его картины можно увидеть на экспозиции. Его творчество подчинено определенной периодичности. Всплески и спады научной активности находятся в противофазе с художественным и поэтическим творчеством. Лишенный в заключении возможности заниматься научной работой Чижевский пишет картины, редактирует ранее написанные и создает новые стихи. Находясь в ссылке и в условиях лагерей, Чижевский, тем не менее, делает новое открытие: обнаруживает структурную упорядоченность движения эритроцитов в кровотоке, описывает их электрические и магнитные свойства. Книги, опубликованные позже, но созданные в Карлаге, представлены на витрине.
Работы Чижевского по аэроионизации были высоко отмечены за рубежом. Сванте Аррениус — основоположник теории электролитической диссоциации в водных растворах — живо заинтересовался обнаружением заряженных частиц — аэроионов в воздухе и пригласил Чижевского работать к себе в лабораторию. К сожалению, эта поездка не состоялась. Возможно, Чижевский сделал бы еще больше, продолжая исследования в лаборатории Сванте Аррениуса!
Говоря о вкладе А.Л. Чижевского в мировую науку в целом, надо подчеркнуть, что его творчество продолжило ломку геоцентрических представлений в науках о жизни, и о Земле. Чижевский завершил коперниканскую революцию не только в науках о природе, но и распространил ее на науки об обществе и человеке.

***
Галилео Галилею.
***
«И вновь, и вновь взошли на Солнце пятна,
И омрачились трезвые умы,
И пал престол, и были неотвратны
Голодный мор и ужасы чумы.
И вал морской вскипел от колебаний,
И норд сверкал, и двигались смерчи.
И родились на ниве состязаний
Фанатики, герои, палачи.
…

метался компас, буйствовал народ,
А над Землей и над людскою массой
свершало Солнце свой законный ход.
О ты, узревший солнечные пятна,
в великолепной дерзости своей
не ведал ты, как будут мне понятны
и близки твои скорби Галилей!
И последнее четверостишие, которое до недавнего времени также не публиковалось:
Богоподобный гений человека
Не устрашат ни цепи, тюрьма,
За истину свободную отвека
он борется свободою ума!»
он борется свободою ума!»