ФИЛОСОФСКО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА А.Л.ЧИЖЕВСКОГО

В последние годы наблюдается неуклонный рост интереса к творческому наследию Александра Леонидовича Чижевского, в том числе – основам его мировоззрения [1,4,15].

А.Л. Чижевский, вместе с К.Э. Циолковским и В.И. Вернадским, стоит у истоков естественнонаучного космизма, является основоположником гелиобиологии, аэроионизации, учения о структурно-упорядоченной организации эритроцитов в потоке крови, всепроникающего влияния солнечной активности на живые организмы, отдельных людей и массовые социальные движения [8, 13]. Кроме того, он талантливый поэт тютчевской школы, незаурядный художник [1, 2].

Творчество А.Л. Чижевского и всплески интереса к его наследию также обнаруживают определенную периодичность, близкую к 22-х летнему циклу солнечной активности [6]. В последнее время появляются подтверждения возможности прямого влияния гелио-геомагнитной активности на функционирование головного мозга.

Вызывает сожаление «затаскивание» естествоиспытателя на зыбкие религиозно-мистические основания [1, 14, 15].

Так, в 2014 году культуролог В.В. Байдин пишет эссе «Религиозная лирика Александра Чижевского». В заключение статьи автор делает вывод: «Подлинное признание его (А.Л. Чижевского — прим. Д.Л.Г.) многообразных заслуг перед мировой наукой произошло лишь в последние десятилетия. Литературно-поэтическое наследие этого яркого представителя поэтических традиций «Серебряного века», его религиозную лирику еще предстоит оценить в полной мере».

В противоположность этому, теолог Д.Н. Майоров [17], имеющий еще и степень кандидата биологических наук, в конце статьи «Космическая философия Циолковского и Чижевского», наоборот, делает однозначный вывод, что при сравнении взглядов А.Л. Чижевского с православной традицией проявляется «полное несовпадение, или строго говоря – атеизм».

По мнению Е.Е. Звоновой [14], А.Л. Чижевский не разделял богоискательских устремлений своего учителя (К.Э. Циолковского).

Любопытно, что к выводам об антирелигиозности взглядов и самого К.Э. Циолковского неожиданно для себя пришла международно-признанный исследователь наследия ученого-космиста Т.Н. Желнина на 49 чтениях К.Э. Циолковского в Калуге в сентябре 2014 года [12].

Нельзя не согласиться и с астрофизиком Б.М. Владимирским [3], что причисление А.Л. Чижевского к адептам живой этики Рериха не имеет под собой объективных оснований.

Первым, кто ввел имя А.Л. Чижевского в научно-философский оборот, был Леонид Витальевич Голованов, лично знакомый с ученым в последние годы его жизни, и впоследствии активно пропагандировавший его наследие [8-11]. Затем философскую интерпретацию мировоззрения А.Л. Чижевского давали многие философы (В.В. Казютинский, С.Г. Семенова, А.Г. Гачева, А.А. Гагаев, А.К. Фролов и другие).

Весьма интересна психопатологическая интерпретация историко-философских представлений А.Л. Чижевского, как продолжателя традиции А.И. Герцена в русской философии, которая принадлежит А.В. Водолагину [4].

По мнению А.К. Фролова [20], космический детерминизм социальных процессов в концепции А.Л. Чижевского должен служить напоминанием, что человечество остается еще в грубой зависимости от природы. В том то и смысл, и «цель» человеческой истории, чтобы законы историометрии потеряли свою принудительную силу в отношении поведения человеческих масс, чтобы произошел переход  от предыстории к собственно истории, скачок из царства необходимости в царство свободы ( «Космос и мировая история (2002)»).

На наш взгляд, мировоззрение А.Л. Чижевского созвучно Эвальду Васильевичу Ильенкову (1924-1979) – трагически погибшему выдающемуся философу, с материалистических позиций решавшему проблему сознания. Э.В. Ильенков в неопубликованной при жизни работе «Космология духа» [16] задавался вопросом: «Что такое мышление – необязательное украшение, красивая плесень на остывающем теле планеты или обязательный атрибут материи?». И отвечал утвердительно: «Как нет мышления без материи, так и материи без мышления».

Приведем слова самого Чижевского:

Вещество.

В земную грудь, где тихо и темно,

А не в эфирные просторы

Поникнешь ты — последнее звено, –

Судеб свершая приговоры.

О, присмотрись внимательней к Земле,

И грудью к ней прильни всецело,

Чтоб снова в зеленеющем стебле

Исторгнуть к Солнцу дух и тело!

В тревожных человеческих сердцах

И в нежной немоте растений

Восходит к жизни придорожный прах,

Сверкая в бездне воплощений.

Благословим же дальнюю звезду

И горсть своей земли печальной!

Друзья мои! Я вечно к вам иду,

Как к истине первоначальной.

1921, Калуга; испр. в 1953

 

  1. Байдин В.В. Религиозная лирика Александра Чижевского. Эссе. «Новая Юность» 2014, № 4 (121). http://magazines.russ.ru/nov_yun/2014/4/9b.html
  2. Вдохновленный Солнцем. Поэзия и живопись Александра Чижевского / В.В. Байдин. Редактор-составитель, автор предисловия. М.-Калуга: М.: Добрая мысль. 2017. — 216 с., 137 ил.
  3. Владимирский Б.М. Космическая погода и биосфера. История исследований и современность. М.: URSS, 2017. 112 с.
  4. Водолагин А.В. Психопатология Всемирной истории http://vodolagin-proff.narod.ru/esse/psichopatvsemistor.htm
  5. Гагаев А.А., Скипетров В.П. Философия А.Л. Чижевского. Саранск, 1999. 285 с.
  6. Голованов Д.Л. Не проявился ли 22-х летний период и в творчестве самого А.Л. Чижевского? // Тезисы Международной конференции «Физика плазмы в Солнечной системе». 2015.
  7. Голованов Л.В. Ильенков Эвальд Васильевич // Философский словарь. Москва: Республика, 2001. С. 202-203.
  8. Голованов Л.В. Космический детерминизм Чижевского// Чижевский А.Л. Космический пульс жизни: Земля в объятиях Солнца. М.: Мысль, 1995. С. 5-27.
  1. Голованов Л. В. Чижевский А. Л. / Большая Советская Энциклопедия. Т. 29. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1978. — С. 550—551.
  2. Голованов Л. В. Чижевский А. Л. / Космонавтика: Энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1985. — С. 438, фото.
  3. Голованов Л. В. Чижевский А. Л. / Русская философия: Словарь. — М.: Республика, 1995. — С. 607—608.
  4. Желнина Т.Н. Религиозные взгляды К.Э. Циолковского //  Материалы 49 чтений памяти К.Э. Циолковского 2014. Калуга.
  1. Захаров М.Л. Концепция «гелиотараксии» в философии истории А.Л. Чижевского. С.-Петербург: Изд. СпбГУ, 2009. 147 с.
  2. Звонова Е.Е. Философско-антропологические воззрения А.Л. Чижевского: Монография. Москва: Макс Пресс, 2014. 164 с.
  3. Звонова Е.Е. Религиозно-мистические взгляды Циолковского и Чижевского в свете представлений о космическом сознании и концепции космической игры //Психология и психотехника, № 3, 2014. С. 329-342.
  4. Идлис Г.М. О коррелирующей с солнечной активностью закономерной циклической повторяемости скачков в развитии науки // Космос и мировая история. Москва: ИИКЦ «Эльф-3», РБФ «Гелиос», 2002. С. 58-64.
  5. Ильенков Э.В. Космология духа. http://caute.tk/ilyenkov/texts/phc/cosmologia.html
  6. Майоров Д.Н. Космическая философия Циолковского и Чижевского, https://www.proza.ru/2014/01/06/1775
  7. Фролов А.К. В цикле надежды: Круги Чижевского и перемены в электоральном поле// «Советская Россия», 1996, 29 февраля. С. 6.
  8. Фролов А.К. Александр Чижевский и естественноисторический закон // Космос и мировая история. Москва: ИИКЦ «Эльф-3», РБФ «Гелиос», 2002. С. 30-33.

Автор:

Похожие записи:

Оставить комментарий