Статья в газете Калужские Губернские Ведомости: Восторг перед Вселенной
Сказки Музея Чижевского
Для того чтобы школьник выбрал технический вуз и, будучи студентом, конструировал спутники, мечтая об их запуске в космос, необходимо еще в раннем детстве вызвать у него восторг перед бездонной Вселенной и зародить исследовательский интерес. Именно дошколята и ученики младших классов являются самыми любознательными исследователями окружающего мира. Но как объяснить малышу, что такое гелиобиология и аэроионизация, солнечные пятна и протуберанцы, откуда в космосе взялся мусор и многое другое? — Пришлось стать сказочницей и сочинить «Сказки Музея Чижевского», в доступной форме объясняющие ребенку научные направления, которые развивал и создавал Александр Леонидович, освещающие другие научные вопросы, — рассказала на конференции Людмила МОРОЗОВА, старший научный сотрудник Домамузея А.Л. Чижевского (отдел ГМИК им. К.Э. Циолковского). — В музейной копилке уже есть «Сказка о Солнечном Лучике», «Сказка о Витаминах воздуха», «Сказка о Тётушке Свалке», «Сказка о Космической Гаечке», продолжается работа над сказками о Лунной Фее и Смелом Эритроците. У нас накоплен хороший опыт проведения музейных образовательных программ. Их цель – помочь разобраться юным посетителям музея в научном наследии ученогобиофизика Чижевского, оценить значимость его работ для космонавтики, а главное – снять с науки завесу сложности и недоступности. Программы «Солнышко в ладошке», «Путешествие к Солнцу», «Солнце вокруг нас» знакомят школьников с открытием А.Л. Чижевским гелиобиологии — науки о влиянии Солнца на биологические процессы. Еще одним направлением исследований Чижевского является аэроионология – наука о влиянии ионизированного воздуха на здоровье человека. Для ее разъяснения разработаны научно-просветительные программы «Тайна живого воздуха», «Молния в руках человека». С освоением космоса орбита Земли стала местом деятельности человека, соответственно у землян возникла ответственность за экологию космического пространства. А решение проблем космической экологии начинается с экологии на планете. Для формирования экологического мировоззрения мною разработаны программы «Зеленая планета», «По заветам Экзюпери», «Космонавтика и охрана окружающей среды», «Экология и энергетика». Одной из задач музейных занятий является профориентация учеников. Программа «Искусственный интеллект» помогает им задуматься, как получить интересную профессию, чтобы стать востребованным специалистом в эпоху цифровых технологий. Сегодня во многих музеях мира просветительская и образовательная деятельность проводится в формате эдьютеймент, то есть обучение плюс развлечение. Занятия, вызывающие эмоции, дают более качественный результат, поэтому в нашем музее для детей проводятся ролевые игры, викторины, им предлагаются ребусы, головоломки, даже творческие домашние задания. В конце занятия подводится итог – это очень значимый для меня момент. Ребята высказывают интересные, порой неожиданные мысли, задают массу вопросов, предлагают пути решения намеченных проблем. А самое важное, они интересуются, в каком вузе можно получить космические специальности. На мой взгляд, польза от музейного занятия будет лишь при условии, что удастся удивить юных посетителей – и подростка-нигилиста, и первоклашку, и начинающего компьютерного гения, вызвать восхищение бесконечной Вселенной, заинтересовать ее тайнами. Вот тогда и случится первый шаг по дороге в космос. Интерес коллег к моему докладу и их вопросы подтвердили правильность выбранной нами формы взаимодействия с детьми самого разного возраста, «Сказки Музея Чижевского» понравились даже взрослым! – заключила Людмила Николаевна.
https://kgvinfo.ru/upload/iblock/d3d/d3dfe3559b1382faa72a0ddf6fd52ae0.pdf
Людмила Николаевна Морозова (на фото) приняла участие в Международной конференции «Дорога в Космос», где поделилась своим опытом работы со школьниками в Доме-музее А.Л. Чижевского в Калуге.