Примечания к письмам К.Э. Циолковского и А.Л. Чижевского

Письма А.Л.Чижевского к К.Э.Циолковскому находятся в ААН СССР (фонд 555, опись 4, дело 689) (далее в примечаниях к письмам А.Л.Чижевского, кроме письма № 47, указываются только листы).

Письма К.Э.Циолковского к А.Л.Чижевскому находятся в Государственном музее истории космонавтики им. К.Э.Циолковского (фонд 1, опись 1), куда их передала в свое время жена Александра Леонидовича Нина Вадимовна (далее в примечаниях к письмам К.Э.Циолковского указываются только номер дела и листы). Письма под литерами (№№ 17а, 56а, 61а) в ГМИК найти не удалось; их тексты даются по машинописным копиям, сделанным А.Л.Чижевским в 1963 г. (в машинописных копиях отсутствует письмо № 45) Все письма К.Э.Циолковского написаны в Калуге.

1

Дело 15. Л. 3.

Имеется пометка К.Э.Циолковского: «Мечты о журнале. Чижевский».

1 Калужское общество изучения природы и местного края. Михаил Мятковский его секретарь.

2

Л. 1.

3

Л. 10.

1 Место написания установлено по содержанию. Дата написания определена по письму К.Э.Циолковского (№ 2).

4

Л. 4 5об.

1 Речь идет о брошюре К.Э.Циолковского «Ракета в космическое пространство».

2 Поездка А.Л.Чижевского в Говардово (поселок в Калужской области) была связана с посещением Кондровской бумажной фабрики.

3 Имеется в виду брошюра А.Л.Чижевского «Физические факторы исторического процесса».

4 Отношения Губнаробраза среди материалов К.Э.Циолковского не обнаружено.

5

Л. 6 7об. На конверте (л. 8) надпись, сделанная рукой К.Э.Циолковского «Чижевский».

1 См. прим. 1 к письму 4.

2 В то время на 1 этаже дома Чижевских находилась школа. И, видимо, кто-то из школьных работников не открыл дверь или не пустил К.Э.Циолковского.

6

Л. 9.

1 Место и дата написания установлены по почтовому штемпелю.

2 Речь идет о рецензии на книгу «Физические факторы исторического процесса», опубликованной в газете «Коммуна» (Калуга) от 4 апреля 1924 г. (№ 77, с. 4).

3 Д.И.Малинин — автор ряда трудов по истории Калуги и Калужской области. Его рецензия на книгу «Физические факторы исторического процесса» также была опубликована в № 77 газеты «Коммуна».

4 По-видимому, предполагается поместить объявление о поступлении в продажу книг «Ракета в космическое пространство» и «Физические факторы исторического процесса».

7

Дело 18, Л. 1.

1 Дата написания установлена по письму А.Л.Чижевского (№ 6).

8

Л. 11 12об.

На конверте (Л. 13) имеется пометка К.Э. Ци­олковского: «Получено и отвечено 18 июля».

1 Имеется в виду Общество изучения межпланетных сообщений, образованное в мае 1924 г. в Москве из секции межпланетных сообщений при Военно-научном обществе Академии Воздушного Флота им. Н.Е.Жуковского. Просуществовало около года.

9

Дело 19. Л. 1.

1 Очевидно, в машинописной копии писем произошла ошибка с датой и вместо «июля» было написано «июля».

2 Речь идет о моделях оболочек дирижабля и чертежах, поясняющих идеи К.Э.Циолковского в области воздухоплавания. Моделей ракетных летательных аппаратов К.Э.Циолковский не строил.

3 Данное лицо установить не удалось.

4 См. прим. 1 к письму 4.

5 По-видимому, К.Э.Циолковский предполагал представить в Академию Воздушного Флота им. Н.Е.Жуковского модель оболочки дирижабля, которую он строил с 1923 г. на средства, выделенные Научно-техническим комитетом Главвоздухофлота.

10

Л. 14.

1 Место написания установлено по почтовому штемпелю.

2 Дата на штемпеле «25.07.24».

3 См. прим. 4 к письму 9.

11

Дело 20. Л. 1.

1 О намерении членов Общества межпланетных сообщений при Академии Воздушного Флота издавать свой журнал К.Э.Циолковскому сообщал М.Г.Лейтейзен (секретарь президиума общества) в письмах от 21.05 и 31.05.1924 г. (ААН СССР, фонд 555, опись 3, дело 102а. Л. 7 7об.; 9 9об.).

2 Речь идет о работе К.Э.Циолковского «Жизнь в космическом эфире».

12

Л. 15.

1 Место написания установлено по почтовому штемпелю.

2 Имеется в виду готовившаяся к изданию брошюра К.Э.Циолковского «Монизм Вселенной» (Калуга, 1925).

3 Речь идет о 1 й Государственной типографии Калужского ГСНХ, расположенной напротив Троицкого собора.

4 Н.Н.Костромин — заведующий Калужским губнаробразом.

5 Подразумевается работа К.Э.Циолковского «История моего дирижабля» (М., 1924).

13

Л. 16.

1 Дата написания установлена по почтовому штемпелю.

2 Вероятно, речь идет о комнате в Москве, в которой мог бы поселиться А.Л.Чижевский.

14

Л. 17.

1 Место написания установлено по штемпелю.

2 на штемпеле дата отправления «23.6.25».

15

Л. 18 19 об.

1 К письму приложена вырезка из «Рабочей газеты» от 10 октября 1925 г. с заметкой «По соседству с уборной», в которой приводилась выдержка из протокола осмотра санитарной комиссией Мосздравотдела комнаты А.Л.Чижевского, признавшей ее непригодной для жилья (Л. 20):

«По соседству с уборной

Около месяца тому назад в «Рабочей Газете» была помещена заметка о научных работах молодого русского ученого А.Л.Чижевского, трудам которого крупнейшая в мире французская газета «Матэн» уделила передовую статью, подписанную знаменитым астрономом Нордманом.

Французский ученый считает работы тов. Чижевского выдающимися по своему научному значению и показателем оживленной научной деятельности в СССР.

А вместе с тем, вот в каких условиях живет этот ученый. Даем выдержку из протокола осмотра санитарной комиссией Мосздравотдела его комнаты.

«… Площадь комнаты равна 10 кв. аршинам; расположена около уборной, куда выходит из этой комнаты окно. Рядом кухня, откуда проникают в комнату кухонные запахи. Внутри комната крайне запущена; потолок и стены грязные, штукатурка обвалилась; в стенах 3 аршинные (по длине) дыры, через которые просвечивают трубы центрального отопления… Санитарная комиссия находит помещение совершенно непригодным для жилья».

Итак, домоуправление дома № 8, по Тверскому бульвару бросает ученого, работы которого привлекли к себе внимание крупнейших ученых авторитетов Европы и Америки, в грязный чулан с крысами и клопами, с зияющими саженными дырами в стене и окном, выходящим прямо в клозет. Правление пользуется только тем, что тов. Чижевский не может «купить» лучшего помещения.

Пора бы нам знать, что научные работники нужны социалистическому строительству, и к ним нужно относиться более внимательно».

2 Очевидно, подразумевается статья А.Л.Чижевского «Связь с планетами», опубликованная в журнале «Связь» (1925, № 18. С. 14 16).

3 Речь идет о статье К.Э. Циолковского «Дирижабль из волнистой стали», посланной в редакцию журнала «Техника и жизнь» и опубликованной в нем. (См.: ж. «Техника и жизнь». 1925, № 23. С. 8 9).

4 К письму приложен образец доверенности на имя А.Л.Чижевского на получение гонорара за статью «Дирижабль из волнистого металла» (л. 21):

«В Редакцию журнала

Доверяю сим Александру Леонидовичу Чижевскому получить следуемый мне гонорар за статью «Дирижабль из волнистого металла».

К.Ц_____.

Калуга, пр. Жореса, 3

(число)»

На доверенности имеется пометка К.Э.Циолковского: «Расписка послана»

5 Имеется в виду работа К.Э.Циолковского «Причина космоса» (Калуга, 1925).

16

Дело 24. Л. 1 1об.

1 К.Э.Циолковский занимался изготовлением некоторых инструментов для постройки модели оболочки дирижабля, в осуществлении которой в 1925 1926 гг. участвовала Ассоциация натуралистов-самоучек (АССНАТ).

2 К.Э.Циолковский был занят работой над сочинением «Образование солнечных систем» (Калуга, 1925).

3 Я.А.Раппопорт — уполномоченный АССНАТ по дирижаблю К.Э.Циолковского.

17

Л. 22.

1 Место написания установлено по почтовому штемпелю.

2 См. прим. 2, 3 к письму 15.

17а

* Пр — производная (прим. А.Ч.)

18

Л. 23. Имеется пометка К.Э.Циолковского: «Отвечено».

1 Место и время написания установлены по почтовому штемпелю.

2 О какой статье А.Л.Чижевского идет речь, не выяснено. Под статьей К.Э.Ци­ол­ковс­кого подразумевалась статья «Дирижабль из волнистой стали».

19

Дело 27.Л. 1.

1 Имеется в виду постройка модели оболочки дирижабля (см. прим. 1 к письму 16).

20

Л. 24 25.

На конверте (Л. 29) имеются пометки К.Э.Циолковского: «Вопрос об относительной тяжести. Отослано Чижевскому 10 ноября 1925 г.» (в дате К.Э.Циолковским допущена ошибка. Надо «10 декабря»).

1 Место написания установлено по почтовому штемпелю.

2 Речь идет о письме К.Гринавцева в редакцию журнала «Связь», в котором он сомневается в возможности перенесения человеческим организмом факторов космического полета, в частности перегрузок (ААН СССР, фонд 555, опись 4, дело 689. Л. 26 28об.).

«Многоуважаемый г. Редактор!

Не откажите в ближайшем номере Вашего журнала дать ответ на следующий, интересующий меня вопрос:

Из статьи проф. А.Л.Чижевского «Связь с планетами» (№ 18 журнала «Связь»), а также из других источников, я несколько ознакомился с принципом реактивных аппаратов; здесь мне впервые пришлось понять эту необходимость колоссального труда и знания, которая требуется от науки для разрешения проблем межпланетного путешествия. Теоретическая сложность аппарата вовсе недоступна для обыкновенного читателя, а потому приходится всецело полагаться на авторитет науки и ее гениального представителя — Циолковского.

Идея полета на другие миры, находясь на переходе от сказки к действительности, волнует фантазию человека; любопытство не дает покоя мысли; стоит только заговорить о Марсе, как на вас посыплется тысяча вопросов; и это естественно, т.к. вопрос этот доступен только немногим.

Если мы станем говорить о самом аппарате, то сразу возникает вопрос о благополучии и самочувствии человека.

Предположим не миг, что аппарат уже готов; пусть он будет непроницаем, пусть будет защищен от жары и холода, пусть будет снабжен всем необходимым: продуктами, водой, воздухом, газами в самом удобавместимом виде и в достаточном количестве; пусть, наконец, он будет управляться и двигаться со всевозможной скоростью. Но достаточно ли всего этого для пассажира?

Здесь возникает вопрос о физиологическом состоянии человека в пространстве.

Роясь и живя на земле, человек привык иметь свой собственный вес; ему никогда не приходилось его терять целиком. Что же будет с ним, когда он, выйдя из сферы притяжения планеты, потеряет его?

На первый взгляд кажется, что он очутится просто в непривычном странном состоянии: забудет где верх, где низ и вынужден будет отвыкать от падения предметов. Но каково же будет физиологическое состояние человека? можно ли судить об этом без опыта?

Здесь, если мне это удастся, я хочу вывести некоторые мои суждения о последствиях потери веса.

Когда человек движется с любой скоростью и любым ускорением горизонтально поверхности земли, то он не теряет веса и не ощущает никаких изменений.

Двигаясь снизу вверх он ощущает сверхнормальную тяжесть, т.к. вес его увеличивается. Падая снизу вверх, он ощущает легкость, щекотание в груди и замирание сердца, и тем больше, чем быстрее подает; здесь мы наблюдаем уменьшение в весе. Чтобы не чувствовать этого замирания, организм вынужден будет производить рефлективное натуживание всей мышечной системы (изменения в весе хорошо можно иллюстрировать на движущемся подъемном лифте, взвешивая предмет на пружинных весах).

Недавно я случайно прочел в газете замету о рекорде одного летчика на высоту (к сожалению подробных дат не помню); рассказывая о своих впечатлениях и ощущениях, он отметил новое для него до сих пор ощущение: вверху он испытывал неестественные приступы смеха. Это обстоятельство также дает повод искать причину в уменьшении тяжести. Если принять предел высоты полета на аэроплане — 10 килом., то по приблизительным подсчетам, тело на этой высоте теряет от 0,004 до 0,005 своего нормального веса. Следовательно, если организм в состоянии отзываться на такую незначительную потерю в весе, то что же будет при полной потере? Очевидно сначала мы будем ощущать тяжесть, потом легкое щекотание, сопровождающееся подъемом настроения и смехом; потом замирание сердца с усиленным мышечным напряжением; в конце концов человек не в состоянии будет выдержать этого и лишится сознания.

Избежать такого последствия, по-моему, можно только при том условии, если мы создадим искусственный вес тела путем равномерно ускоренного движения нашего межпланетного судна; тогда тело наше будет иметь вместо силы тяжести — силу инерции, противодействующую движению аппарата с силой, равной весу тела на земле.

Но движение с ускорением в свою очередь связано с беспрерывным расходом энергии, которая будет тратиться не только в сфере влияния планеты, но и вне этой сферы. Теория же межпланетного путешествия, насколько мне известно, не имеет в виду этого расхода, за исключением даровой силы светового давления, которого не достаточно будет для создания достаточной инерции.

Заканчивая настоящее свое письмо, я хотел бы знать, как разрешает т. Циолковский предложенный здесь мною вопрос о последствиях потери веса?

К.Гринавцев

15 ноября 1925 г.

Москва»

На письме имеется пометка К.Э.Циолковского: «Незнание!».

3 Очевидно, имеется в виду статья А.Л.Чижевского «Когда мы полетим на Луну» (См.: ж. «Огонек». 1926, № 2 (146). С. 18).

4 См. прим. 2 к письму 16.

21

Дело 26. Л. 1.

1 У К.Э.Циолковского ошибочно указано «10 ноября».

2 Подразумевается ответ К.Э.Циолковского на письмо К.Гринавцева (ГМИК, фонд 1, опись 1, дело 26. Л. 1об. 2об.).

22

Дело 31. Л. 1.

1 Дата написания установлена по почтовому штемпелю.

2 См. прим. 3 к письму 15.

23

Дело 32. Л. 1.

1 Речь идет о статье К.Э.Циолковского «Космический корабль», посланной в 1924 г. в редакцию журнала «Техника и связь», которая так и осталась при жизни ученого неопубликованной.

2 По-видимому, имеется в виду одна из статей К.Э.Циолковского цикла «Солнечная энергия и ее применение».

3 В мастерских Калужского технического железнодорожного училища К.Э.Ци­ол­ковский занимался изготовлением инструментов, необходимых для постройки моделей оболочки дирижабля.

24

Л. 30.

На конверте (л. 31) рукой К.Э.Циолковского написано «Амундсен. Отвечено 21 апр.».

1 Письмо отпечатано на машинке на бланке редакции журнала «Огонек» за № 6040. Место написания установлено по содержанию.

2 Вырезка с упомянутым сообщением «Постройка дирижабля Циолковского» из газеты «Правда» (№ 87, 16 апреля 1926 г.) приложена к письму (Л. 30а):

«Постройка дирижабля Циолковского

Авиахим взял на себя техническое осуществление проекта металлического дирижабля, разработанного известным русским изобретателем Циолковским. Незадолго до своего перелета через полярную область Амундсен запросил Циолковского о возможности применения его усовершенствования к дирижаблю «Норвегия». Благодаря покрытию оболочки дирижабля Циолковского особым металлическим составом исключается возможность истечения газа».

Также из той же газеты прилагается фотография ангара для постройки дирижабля «Эллинг в деревне Салюзи» (Л. 30б).

25

Дело 33. Л. 1.

1 17 20 апреля 1926 г. К.Э.Циолковский находился в Москве в связи с постройкой модели оболочки дирижабля (ААН СССР, фонд 555, опись 1, дело 163. Л. 2 6).

26

Л. 33.

На конверте (Л. 29) рукой К.Э.Циолковского написано «Отвеч. Отослано Чижевскому 10 ноября 1925. Вопрос об относ. Чижевск.». Очевидно, Константин Эдуардович ошибся в написании месяца, так как судя по почтовому штемпелю, он получил письмо не ранее 8 декабря 1925 г.

1 Место написания установлено по почтовому штемпелю.

2 Имеется в виду работа К.Э.Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (Калуга, 1926).

27

Дело 34. Л. 1.

1 А.Б.Шершевский — инженер, автор ряда статей по ракетной технике. В 20 е годы работал в Германии в лаборатории Г.Оберта. Состоял в переписке с К.Э.Циолковским.

2 Имеется в виду предисловие к работе К.Э.Циолковского «Ракета в космическое пространство», написанное А.Л.Чижевским на немецком языке.

28

Л. 32.

1 Место написания установлено по почтовому штемпелю.

29

Л. 34.

На конверте рукой К.Э.Циолковского написано «Чижевский. Шершевский».

1 Место написания установлено по содержанию и почтовому штемпелю.

2 Дата написания установлена по почтовому штемпелю.

30

Дело 35. Л. 1.

1 Речь идет о брошюрах К.Э.Циолковского: «Монизм Вселенной», «Причина космоса», «Исследование мировых пространств реактивными приборами», «Образование солнечных систем».

2 Имеется в виду работа К.Э.Циолковского «Космическая ракета. Опытная подготовка» (Калуга, 1927).

31

Л. 35.

На конверте (Л. 36) рукой К.Э.Циолковского написано «Чижевс. Поздр. 70 лет».

32

Л. 37.

Имеется пометка К.Э.Циолковского: «Отв.». Указанное ответное письмо не сохранилось.

1 Место написания установлено по почтовому штемпелю.

2 Имеется в виду статья Я.И.Перельмана «Поезд будущего», опубликованная в журнале «Экран» (1927, № 39. С. 14).

3 Имеется в виду статья А.Л.Чижевского «Полет к звездам», опубликованная в «Крестьянском журнале» (1927, № 7. С. 27 28).

4 А.Ивановский — один из псевдонимов А.Л.Чижевского, под которым он опубликовал несколько статей, в их числе: «Авиация будущего» (ж. «Красная Нива». 1927, № 48. С. 20) и «В три дня из СССР в Америку» (ж. «Экран». 1927, № 43. С. 12).

33

Л. 38.

Имеется пометка К.Э.Циолковского: «Рюмину. Отвеч. и послано 16 окт. 27 г.».

34

Дело 41. Л. 1 2.

1 К.Э.Циолковский имеет в виду свою научно-фантастическую повесть «Вне Земли», впервые опубликованную в журнале «Природа и люди» (1918, № 2 14; отд. издание: Калуга, 1920).

35

Л. 39.

1 Место написания установлено по почтовому штемпелю.

36

Л. 39а.

1 Место написания и дата установлены по почтовому штемпелю.

2 См. прим. 4 к письму 32.

37

Л. 40.

1 Дата написания установлена по почтовому штемпелю.

2 См. прим. 4 к письму 32.

38

Л. 41.

Имеется пометка К.Э.Циолковского: «Отв. 19 янв. 1928 г.». Указанное ответное письмо К.Э.Циолковского не сохранилось.

1 Место написания установлено по почтовому штемпелю.

2 Предположительно «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (Калуга, 1926).

3 См. прим. 4 к письму 32.

39

Л. 42.

Имеется пометка К.Э.Циолковского: «Послано 2 фотографии (69 лет) 3 февраля 28 г.».

1 Место написания установлено по почтовому штемпелю.

2 См. прим. 4 к письму 32.

40

Л 43.

1 Место написания установлено по почтовому штемпелю.

2 См. прим. 4 к письму 32.

41

Л. 44 44об.

1 Место написания установлено по содержанию.

2 См. прим. 4 к письму 32.

42

Л. 45-46об.

На конверте (Л. 47) имеется пометка К.Э.Циолковского: «Отвеч. Не хочу хлопотать о пен. и возражать Эсн.П.». Указанное ответное письмо К.Э.Циолковского не сохранилось.

1 Место написания установлено по почтовому штемпелю.

43

Л. 48 48об.

На конверте (Л. 49) имеется пометка К.Э.Циолковского: «»Огонек». Деньги. Чижевск. Отвечено 2 апр.». Указанное ответное письмо К.Э.Циолковского не сохранилось.

1 Место и дата написания установлены по почтовому штемпелю.

2 Имеется в виду статья «Путешественник в мировые пространства. Автобиография К.Э.Циолковского» (ж. «Огонек». 1928, № 14. С. 12), написанная А.Л.Чижевским.

44

Л. 50 51об.

Имеется пометка К.Э.Циолковского: «Отв. 20 мая» (Л. 52).

1 Михаил Сергеевич Архангельский — бывший директор казенного частного реального училища.

2 См. прим. 4 к письму 32.

45

Дело 45. Л.1 4.

46

Л. 53.

1 Место написания установлено по почтовому штемпелю.

2 См. прим. 4 к письму 32.

47

ААН СССР, фонд 555, опись 4, дело 254. Л. 1.

Письмо отпечатано на машинке.

1 Это письмо написано от имени А.И.Ивановского.

2 Место написания установлено по содержанию.

3 Письмо К.Э.Циолковского на имя А.И.Ивановского не сохранилось. Среди архивных материалов ученого имеется краткий черновой набросок этого письма, в котором, в частности, говорилось: «…Мне легче переносить свою… судьбу, благодаря таким людям, как Вы. Вот Ваша оценка. И этого довольно» (ААН СССР, фонд 555, опись 4, дело 11. Л. 1).

48

Л. 54.

1 Фриц фон Опель — владелец автомобильной фирмы «Опель» в Германии. В 1928 1929 гг. инженер Макс Валье, один из пионеров ракетной техники, проводил опыты с автомобилями, изготовленными этой фирмой и приводимыми в движение при помощи ракетных двигателей на твердом топливе конструкции Е.Зенгера. В ряде экспериментов в качестве водителя ракетных автомобилей участвовал Фриц фон Опель.

2 Указанные газетные вырезки среди писем А.Л.Чижевского не обнаружены.

49

Л. 56 57.

1 Указанная вырезка с заметкой (Л. 57а) приложена к письму:

«Как мы засняли катастрофу

С балкона вижу, как маленький, юркий автомобиль, ловко лавируя между моющими улицу электромашинами, норовит пробраться к подъезду дома, где я живу. На автомобиле флажок: «Оппель».

Это — за мной. Сегодня у нас съемка новых опытов «ракеты-авто­мо­би­ля», где-то вблизи Ганновера…

Три часа безостановочной езды экспрессом — и мы в Ганновере, где для нас и других прибывших из Берлина гостей приготовлен поезд, доставляющий всех нас на место производства опытов.

Вот мы и на месте! Я насчитываю еще 14 операторов и несметное количество фотографов. От моей фирмы «Оппель-Вохе» всего 4 оператора.

Объект съемки прикрыт еще брезентом. Это какая-то продолговатая штука на вагонных колесах…

Первый опыт назначен на 2 часа. За несколько минут до назначенного срока раздается пушечный предупреждающий выстрел. С автомобиля снимают брезент и нашим объективам дается возможность заснять красный автомобиль, с торчащими сзади жерлами орудий. Механизм скрыт, как будто его вообще нет. Главный инженер в рупор объявляет, что устроители опыта никакой ответственности за могущий произойти несчастный случай с зрителями не несут.

Раздается второй выстрел и за ним сигнал к отправке автомобиля… С ужасающим грохотом орудийных выстрелов, изрыгнув столбы пламени и дыма, автомобиль срывается с места и улетает вперед. По пути он еще несколько раз извергает огонь и грохот и скрывается на горизонте. Скорость его совершенно непостижима.

Первый опыт удачен. Час спустя моторная дрезина волочит ракету обратно к месту старта. Новая зарядка, более сильная…

Опять грохот канонады… автомобиль снова срывается с места, затем, как взбесившаяся лошадь, подымается на дыбы и, под новый залп, пытается подняться в воздух. Новый залп — уже взрыв. Автомобиль разлетается на мелкие куски, засыпая меня с аппаратом обломками.

Опыт кончился плачевно. Что-то в автомобиле закапризничало и он превратился в груду обломков!

Меня тщательно осматривают санитары — все благополучно! Оказывается, я жив и невредим. Аппарат, к моему удовольствию, тоже…

В тот же день вечером мы снова в Берлине. В 12 часов ночи смотрим позитив, а газетчики уже кричат о катастрофе.

Хроника на другой день идет воздушной почтой в Москву.

Оператор Цейтлин».

Среди писем А.Л.Чижевского сохранился также почтовый конверт (дата калужского почтового штемпеля — 23.07.1928 г.), к которому пришита страница из журнала «Огонек» (1928, 22 июля (№ 30)) с заметкой об испытаниях ракетного автомобиля (л. 60 60а):

«По следам Жюль Верна

23 мая мечта Жюль Верна о межпланетных сообщениях начала воплощаться в жизнь: автомобиль-ракета проделал свой первый официальный публичный пробег. Снаружи ракета выглядит, как большая гоночная машина, снабженная с боков двумя крыльями для большой устойчивости.

Движущей силой являются ракеты, которые в большом количестве вделаны в автомобильный задок, превращенный в своеобразную митральезу. Ракеты зажигаются от аккумутора, при чем водитель может увеличить, уменьшить или совсем прекратить зажигание.

Ф.Оппель, водитель машины, перед демонстраций сообщил, что автомобиль-ракета — только первый из семи этапов, которые изобретатели собираются осуществить в течение шести лет. Затем идут последовательно: дрезина-ракета, аэроплан, со скоростью 300 400 километров в час, вертикальные снаряды-ракеты (на высоту свыше 30 километров), снабженные автоматическими регистрирующими инструментами. В виде опыта в них будут посажены различные животные. Затем уже следуют воздухонепроницаемые цилиндры-ракеты с людьми и, наконец, аэроплан-ракета, со скоростью свыше 1.000 километров в час, могущий совершить кругосветное путешествие в 12 часов.

Седьмой и последний этап занят будет увеличением скорости и высоты полета.

Этот этап, пожалуй, даст возможность посетить соседние небесные тела.

Ф.Оппель занял место за рулем. Оглушительный шум, треск и свист, настолько сильный, что приходилось затыкать уши, сноп пламени вылетает из автомобиля, рванувшегося с места с исключительной быстротой. Через две минуты первая публичная демонстрация окончена — достигнута скорость 195 клм. в час.

Уже 23 июня Оппелю удалось продемонстрировать результаты работ второго этапа.

Под Ганновером были проделаны два пробега дрезин-ракет.

На обыкновенном железнодорожном полотне была пущена четырехколесная дрезина, сверху которой был помещен металлический ящик (митральеза) с 24 ракетными отверстиями сзади. В переднюю ось дрезины были вделаны четыре таких же отверстия, но в обратном направлении. Так как во время опыта дрезино-ракета пускается в ход автоматически, то для остановки дрезины, — машина идет без водителя, — включаются передние ракеты, которые и действуют, как ракетный тормоз (через две минуты после пуска в ход).

Первый пробег на расстоянии трех километров показал замечательную скорость в 254 километра уже на второй минуте.

Второй пробег дрезины-ракиты с увеличенным нарядом кончился катастрофой. Из-за перепутанных проводов тормозные ракеты вспыхнули почти в самом начале пробега, что при неизрасходованной энергии движущих ракет привело к своеобразному контр-толчку. Дрезину подбросило вверх, она слетела с рельс, опрокинулась, и от взрыва ракет сгорела вместе с кошкой, посаженной в нее дли выяснения действия первоначальных ускорений дрезины.

Изобретатели, несмотря на частичную неудачу, считают, что опыт их вполне удовлетворил. Они сообщили, что в текущем месяце они будут демонстрировать уже результаты 3 го этапа — аэроплан-ракету, снабженную мотором только для посадки.

Н.Клер».

50

Л. 59.

1 Место написания установлено по почтовому штемпелю.

2 Речь идет о статье К.Э.Циолковского «Жизнь в эфире», опубликованной под названием «За атмосферой Земли» в кн.: Циолковский К.Э. Новый аэроплан. За атмосферой Земли. Реактивный двигатель (Калуга, 1929. С. 25 33).

51

Л. 61.

На лицевой стороне почтовой карточки рукой К.Э.Циолковского написано: «Чижевский. Н.Этика».

1 Имеется в виду брошюра К.Э.Циолковского «Звездоплавателям» (Калуга, 1930).

52

Дело 52. Л. 1.

1 В описываемый период вместе с К.Э.Циолковским кроме его жены — В.Е.Циолковской, старшей дочери — Л.К.Циолковской, внука — В.Киселева проживала средняя дочь — М.К.Костина с детьми.

2 Из-за слабого слуха К.Э.Циолковский пользовался слуховой трубой.

3 Речь идет о брошюрах К.Э.Циолковского «Проект металлического дирижабля на 40 человек» (Калуга, 1930) и «Реактивный аэроплан» (Калуга, 1930).

4 Брошюру К.Э.Циолковского «Научная этика» А.Л.Чижевский получил в мае 1930 г. Среди его материалов сохранилась обертка от бандероли, в которой посылалась эта брошюра и на которой имеется калужский почтовый штемпель, датированный 17.05.1930 г. (ГМИК, фонд 1, опись 1, дело 54).

53

Дело 53. Л. 1.

54

Л. 62.

На конверте (Л. 63) рукой К.Э.Циолковского написано: «Отзыв Чижевс. Инж Эльбе Веч Москва»

На письме рукой К.Э.Циолковского написано: «Ок. 30 г. Приор. А.Л.Ч»

1 Указанные вырезки среди писем А.Л.Чижевского не обнаружены.

55

Л. 64.

На конверте (Л. 66) рукой К.Э.Циолковского написано: «Отвечено. Посл.». Ответ найти не удалось.

На письме стоит угловой штамп ЦНИЛИ с номером письма — 1133.

1 Место написания установлено по содержанию.

2 Указанная вырезка среди писем А.Л.Чижевского не обнаружена.

56

Дело 55. Л. 1.

57

Л. 65.

Письмо отпечатано на пишущей машинке. На конверте (Л. 66) имеется пометка К.Э.Циолковского: «Отвечено». Указанное ответное письмо не сохранилось.

1 Место написания установлено по почтовому штемпелю.

2 Имеется в виду разработка в Дирижаблестрое эскизного проекта летающей модели дирижабля системы К.Э.Циолковского и начало подготовительных работ по его осуществлению.

3 Речь идет о Центральной научно-исследовательской лаборатории по ионификации, директором которой был А.Л.Чижевский.

58

Дело 154. Л. 1.

1 В.Е.Родионов — заведующий мастерскими Калужского технического железнодорожного училища. Оказывал К.Э.Циолковскому помощь инструментами для постройки моделей оболочки дирижабля.

59

Л. 67 68.

Письмо написано рукой неустановленного лица, предположительно секретаря А.Л.Чижевского Рыниной.

На конверте (Л. 69) есть заметка, сделанная карандашом, написанная тем же подчерком, что и письмо: «Послано: Нб, сб, Кни[ж?]. Рынина». Также рукой К.Э.Циолковского написано: «Отвечено». На обороте рукой К.Э.Циолковского написано: «Портрет и подпись. Юб. сборник. Биограф. П., Р. и Б. инструкц[?] Книги после Монизма 2 го изд. или после 27 года. Написано сверх того статей 100. Список журн. статей. Послать Есть ли бог? и проц.»

1 Место написания установлено по почтовому штемпелю.

2 Перечни научных трудов К.Э.Циолковского, составленные самим ученым, публиковались в кн.: К.Э.Циолковский «Кинетическая теория света» (Калуга, 1919. С. 34 36); а также в кн.: «Константин Эдуардович Циолковский (1857 1932). Научно-юбилейный сборник, посвященный 75 летию со дня рождения К.Э.Циолковского и 40 летию со дня появления его первых печатных трудов по дирижаблестроению» (М. Л., 1932. С. 76 79). По-видимому, А.Л.Чижевский имел в виду одно из названных изданий.

60

Дело 156. Л. 1.

1 Речь идет о книгах: Рынин Н.А. Русский изобретатель и ученый Константин Эдуардович Циолковский: Его биография, работы и ракеты (Л., 1931); Перельман Я.И. Циолковский. Его жизнь, изобретения и научные труды (М. Л., 1932); Бобров Н.Н. Большая жизнь (М., 1933).

61

Л. 70.

Написано рукой неизвестного лица.

1 Речь идет, скорее всего, об известной фотографии К.Э.Циолковского с дарственной надписью А.Л.Чижевскому.

 

61а

Без даты, примерное время написания май-лето 1935 г.

* Подлинник этого письма находится в архиве газеты «Правда» (прим. А.Ч.)

 

Стихи

 

(Фонд 555, опись 4, дело 689. Л. 1)

 

К.Э.Циолковскому

Ничтожный, пошлый человек,
Низкопоклонный и лукавый
Проводит в почестях свой век
И окружен дарами славы.

А мудрый, истинный талант,
Открывший путь в иные дали,
Труда и творчества гигант,
Влачится в нуждах и печали.

Александр Чижевский
Калуга. 17/VI 1919 г.

 

переделанное стихотворение

К.Э.Циолковскому

Бездарный пошлый человек,
Вскруживший голову развратом,
Проводит в почестях свой век
И окружен звенящим златом.

А мудрый, истинный талант,
Который только не признали,
Как подавляющий гигант —
Влачится в нуждах и печали.

1918 г., Калуга
т. 2, с. 153

 

К письму № 15 (Л. 20):

(Фонд 1703, опись 1, дело 228. Л. 235 235об)

Мое московское жилище

с 1925 по 1931 год

В этой комнатке укромной
Между ванной и клозетом
Запах постный иль скоромный
Мне мешает быть поэтом.

Начадят кругом блинами,
Пригорелым маслом, кашей
Луком, суточными щами
Эх, вы, Кати, Вари, Даши.

Как рубить начнут котлеты
Так запрыгаешь хореем!
Нет, не вынесли б поэты
Битвы с кухонным злодеем.

Не один бы лирик в мире
Не стерпел бы пыток адских,
Слыша как жильцы в сортире
Портят воздух по-солдатски!

Как работают желудки
У моих соседей милых
Слышу круглые я сутки
В разных тембрах и мотивах.

Этим — прописал бы опий,
Тем — касторки, чтобы скоро…
А иным, в сердечной злобе,
Многодневного запора.

Вот мечтай здесь о высоком,
Бди над горними вещами,
Когда веет ненароком
Экспериментами иль щами!

Но одно есть утешенье:
Чуть весна — опять Калуга —
Дали, шири, запустенье!
Здравствуй, дом отца и друга!

Благовонными цветами
Надышусь я власть за лето.
Под родными небесами
Будут песни у поэта.

Автор:

Похожие записи:

Оставить комментарий