26 апреля 2019 года в Институте прикладной Механики РАН при поддержке Русского космического общества (РКО) открылась XXI Международная научная конференция «Ильенковские чтения».
В 2019 году Чтения прошли под девизом: «Э.В. Ильенков: проблема единства и целостности философско-мировоззренческих взглядов». Организаторы конференции: Российское Философское общество «Диалектика и культура», Общероссийское общественное движение «Альтернативы», Восточное Отделение Казахстанского Философского Конгресса, Кафедра философии Московского авиационного института.
Очередные чтения посвящены не только памяти, но и развитию идей выдающегося, трагически погибшего советского философа (1924-1979), физически ощущавшего боль от несоответствия социалистического идеала и реального социализма, догматического и творческого марксизма.
Широкий круг обсуждавшихся вопросов в определенной степени отразил многообразие творческих интересов Э.В. Ильенкова:
1. Историческое место философских представлений Э.В. Ильенкова
2. Э.В. Ильенков и советская философия
3. Философия Э.В. Ильенкова и современные философские течения в России
4. Принцип тождества бытия и мышления как «пароль на вход в философию»
5. Проблема идеального как ключевая проблема философии
6. Монизм как принцип диалектической логики
7. Диалектический метод и современное естествознание
8. «Космология духа» Э.В. Ильенкова и традиция русского космизма
9. Идолы и идеалы в общественном развитии
10. Проблемы политэкономии в наследии Э.В. Ильенкова
11. Эстетическая проблематика в творчестве Э.В. Ильенкова
12. Предмет психологии в представлении Э.В. Ильенкова
13. Педагогические идеи Э.В. Ильенкова
14. Философия и мировоззрение
Философия — это борьба за души людей. Практическим воплощением марксистской концепции формирования личности, «деятельностного подхода» стал доклад «Диалектика становления личности» профессора А.В. Суворова — выпускника Загорской школы слепоглухонемых детей, не только освоившего высшее образование на факультете психологии, но и защитившего кандидатскую и докторскую диссертации. Ныне он — профессор кафедры педагогической антропологии Университета Российской академии образования.
Историю создания и проблематику «Космологии духа» рассмотрел на пленарном заседании Андрей Дмитриевич Майданский, профессор кафедры философии Белгородского госуниверситета, выступающий локомотивом Российского философского общества «Диалектика и культура», пропагандирующего наследие Э.В. Ильенкова, Б. Спинозы, диалектической философии не только материалистического, но и идеалистического толка.
Также на пленарном заседании прозвучали доклады:
- Лобастов Г.В. (Москва) «Философия и мировоззрение Э.В. Ильенкова»
- Булавка Л.А. (Москва) «Современная культура: попятная диалектика».
- Мареев С.Н., Мареева Е.В. (Москва) «Духовная память и «мифология мозга»
Выступили и зарубежные гости
- Веса Ойттинен (Хельсинки) «Понятие “меньшевиствующего идеализма” и сталинизация советской философии»
- Билл Бауринг (Лондон) «Ильенков и британский троцкизм»
После перерыва состоялась презентация первого из 10-ти томов собрания сочинений Э.В. Ильенкова. Выступили А.Д. Майданский и Е.Э. Иллеш — дочь Э.В. Ильенкова.
Во второй половине дня и в субботу продолжились секционные заседания, на которых продолжились обсуждения актуальных вопросов материалистической диалектики, в том числе и «Космологии духа» Э.В.Ильенкова. Итоги дискуссий были подведены на завершающем круглом столе.
По материалам конференции планируется издание сборника трудов конференции, финансируемого Русским космическим обществом.
На секции «Философия и мировоззрение» прозвучал доклад вице-президента Регионального благотворительного фонда «Гелиос» Д.Л. Голованова «Философско-мировоззреченские основания научного творчества А.Л. Чижевского». По мнению Д.Л. Голованова, А.Л. Чижевский, в отличие от религиозных философов-космистов, относится к естественно-научной ветви этого направления. Его пантеизм фактически сливается с атеизмом, слово Бог в его стихотворных произведениях не более, чем поэтическая метафора. Космический детерминизм социальных процессов в концепции А.Л. Чижевского должен служить напоминанием о том, что человечество остается еще в грубой зависимости от сил природы. В том то и смысл, и «цель» человеческой истории, чтобы законы историометрии потеряли свою принудительную силу в отношении поведения человеческих масс, чтобы произошел переход от предыстории к собственно истории, скачок из царства необходимости в царство свободы, как об этом говорил А.К. Фролов на конференции «Космос и мировая история (2002)».