А.Л. Чижевский. Выставка акварелей. Караганда, 1980.
Александр Леонидович ЧИЖЕВСКИЙ (1897—1964 гг.) — выдающийся советский ученый, один из пионеров космического естествознания, основоположник гелиобиологии, «отец» аэроионпфикации, изобретатель электроокраски и электроаэрозольтерапии (послуживших по существу началом электронной технологии), первооткрыватель электродинамической системы крови.Открытие это по своему значению приравнивается к открытию самого кровообращения. Результаты, полученные Чижевским, признаны мировой наукой. Ученый был признан почетным и действительным членом более тридцати научных обществ Европы, Азии и Америки.
Интерес к его научному наследию в последние годы особенно возрос. Это объясняется тем, что ученый своими работами, теоретическими обобщениями и творческими идеями опережал современников, и достойное признание он получает именно в наши дни, отмеченные необычайными успехами в освоении космического пространства, познания сущности жизни, преобразования планеты, всем, что ныне охватывается понятием «научно-техническая революция».
Важно отметить, что ряд фундаментальных исследований (в области медико-биологических и технических аспектов аэроионизации структурно-системного анализа движущейся крови и др.) он проделал в г. Караганде.
Чижевский был широко образованным и всесторонне развитым человеком, как бы являя собой тот идеал личности, о котором мечтали многие философы и деятели просвещения. Он был патриотом своей Родины, и свое научное творчество рассматривал как свой гражданский долг перед народом. Ему посчастливилось иметь гуманитарное образование (первая его научная работа была посвящена русской поэзии XVIII века), быть музыкантом (он прекрасно играл на скрипке и фортепиано), талантливым поэтом (его стихи, опубликованные в печати, привлекали внимание литературоведов, получили высокую оценку читателей) и, наконец, художником-живописцем.
Настоящая выставка более полно чем предшествующие (в Москве, Московской области), представляет эту сторону его творческого наследия. Нетрудно убедиться, что оно имеет самостоятельную художественную ценность, независимо от больших заслуг Чижевского в науке, и, не будь последних, мы сегодня говорили бы о нем исключительно как о выдающемся художнике, на мастерстве которого печать высокого совершенства и яркой самобытности.
Чижевский сумел весьма скромными средствами—школьными красками и карандашами образца военных лет—создать произведения, выразительно и тонко передающие краски родной природы и одновременно сокровенные человеческие переживания. В его пейзажах, как бы светящихся изнутри, сквозит глубокая мысль, звучит приглушенная мелодия, «музыка тончайших светотеней». Автор, для которого все эти работы были сугубо-интимным делом, стихийно творил живописную систему, логически стройную и художественно цельную, полную неувядаемой прелести. Она еще ждет своих исследователей, а пока знакомство с нею все более широких кругов общественности будет способствовать утверждению её в большом искусстве.
Л.В. Голованов, кандидат философских наук.