«Один из солдат, по профессии учитель, как бы прочитав его мысли, заметил:
— Некоторые ученые объясняют войну появлением пятен на солнце. Как только появится этакое пятно, всегда на земле происходит что-нибудь страшное. Взятие Карфагена…
— Оставьте свою ученость при себе,— перебил его отделенный командир.— Подметите-ка лучше пол, сегодня ваша очередь. Какое нам дело до этого дурацкого пятна на солнце! Хоть бы их там двадцать было, из них себе шубы не сошьешь!
— Пятна на солнце действительно имеют большое значение,— вмешался Швейк.— Однажды появилось на солнце пятно, и в тот же самый день меня избили в трактире «У Банзетов», в Нуслях. С той поры, перед тем как куда-нибудь пойти, я смотрю в газету, не появилось ли опять какое-нибудь пятно. Стоит появиться пятну — «прощаюсь, ангел мой, с тобою», я никуда не хожу и пережидаю.»
Можно спросить, а что же нового было в диссертации А.Л. Чижевского 1918 года, если о пятнах на Солнце говорил Швейк еще до войны 1914 года?
Можно предположить, что диссертация Александра Леонидовича обсуждалась в 1919-1920 годах в Москве, где в это время проездом из Омска и Самары в Прагу был автор «Бравого солдата Швейка» — Ярослав Гашек.