БОРИС АГАПОВ

Борис_Агапов

Автор сценария фильма «Мы и Солнце» 1966 г.
БОРИС АГАПОВ (1899-1973), В «Известиях» — с 1932 по 1947 год, специальный корреспондент

Борис Николаевич Агапов родился в семье чиновника в Петербурге. После смерти отца с пяти лет жил с матерью в Тбилиси. Окончив здешний университет, работал в РОСТА. В 1922 году переехал в Москву. В юности увлекался поэзией конструктивистов — Сельвинский, Инбер, Луговской… Впоследствии их поэтическое кредо — «производственное искусство», «поэтизация науки» — сказалось на журналистских устремлениях Агапова. Он поступил на работу в редакцию газеты «За индустриализацию».

В «Известия» Агапов пришел опытным журналистом с поразительным кругозором — он и философ, и историк, и техник. До войны спецкором газеты объездил и описал многие промышленные новостройки страны — заводы Харьковский тракторный, Златоустовский металлургический, Луганский паровозостроительный… Адреса очерков и репортажей — Днепрогэс, магистраль Донбасс-Москва, канал Москва-Волга, Ферганская долина… В своих материалах Борис Агапов не только воспевал трудовой энтузиазм героев первых пятилеток, но старался проанализировать трудности строительства, искал пути решения технических и социальных проблем.

Особое место в творчестве Агапова заняла научная тематика. В конце 30-х годов он знакомится с директором Института физических проблем академиком Петром Леонидовичем Капицей. Результат знакомства — серия научно-популярных статей: «Турбодетандер», «Гелий II», «Уран-235».

Но пришла военная гроза, и Борис Агапов все четыре военных года пишет в «Известиях» о героических тружениках тыла, объездив многие оборонные предприятия Урала, Поволжья, Западной Сибири. В первые же месяцы войны приехав в район «Второго Баку» (Волжско-Уральский регион), Агапов написал репортаж о секретном авиазаводе: его перевели сюда в конце ноября, а 20 декабря на фронт уже были отправлены первые самолеты…

В эти же годы Агапов написал несколько сценариев к документальным фильмам — о разрушениях войны, о том, как страна поднималась из руин, о возвращении людей в родные места («Возрождение Сталинграда», «Советская Карелия», «Советская Латвия»…).

После войны Борис Николаевич становится научным обозревателем «Известий», среди его героев, а впоследствии близких знакомых — академики Семенов, Арбузов, Берг… Технический прогресс, вспоминал Агапов, «был темой наших домашних бесед и газетных статей… Большая химия требовала и больших капиталовложений… Помню, до войны было все заграничное. А теперь все — свое… Заводские новаторы пробивали дорогу пластмассам, вопреки скепсису многих специалистов». И дальше: «Я, филолог по образованию и журналист по профессии, выпускал книжки и выступал с докладами о химической промышленности… В том числе в институте пластических масс в Ленинграде. Ученые, прочитав мой очерк, заинтересовались… Решено устроить выставку пластмасс. Я — организатор…»

Тему «научпопа» Борис Агапов продолжает и в документальном кино (фильмы «Атомный флагман», «Мы и солнце»). С 1947 года он переходит на «писательские хлеба», много путешествует, в том числе по странам Европы. Выпускает несколько книг — «Разбирается разум», «Шесть заграниц». В одной из них — «Художник и наука» — размышляет на тему, которая давно волновала его пытливый ум — взаимодействие двух сфер общечеловеческой культуры. Здесь — эссе о Маяковском, Эренбурге, Кольцове, Шагинян, Уткине, Овечкине, Ефимове… В одном из них — знаменательная фраза: «Героем оказывается не машина, а душа и воля человечья…».

По материалам сайта газеты «Известия»:

http://iz.ru/news/352592

Автор:

Похожие записи:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *