к 120-летию со дня рождения А.Л.Чижевского
Не успел 2017 год вступить в свои права, как сразу же ознаменовался круглой датой – юбилеем Александра Леонидовича Чижевского. О выдающемся ученом, профессоре биофизики, докторе исторических наук, магистре философии А.Л.Чижевском неоднократно писали различные статьи и очерки исследователи и хранители памяти нашего края: и краеведы, и журналисты, и писатели, в том числе и работники Карагандинского областного музея изобразительного искусства.
В ушедшем 2016 году в областной газете «Индустриальная Караганда» была опубликована статья «Я вечно к вам иду…» о знаменитом ученом, которым были сделаны немалые открытия в науке и медицине. Александр Леонидович Чижевский, даже будучи заключенным, отбывая свой срок в Карлаге, а затем и на поселении в Караганде, неустанно трудился и творил. Об этом в 2008 году в той же родной «Индустриалке» писалось в статье «Леонардо да Винчи ХХ века», в которой более подробно, насколько это возможно, рассказывалось о жизни и творчестве Александра Леонидовича. Этой статьей музей отметил незаурядную дату выдающейся личности — его 111-летие.
И 7 февраля этого 2017 года исполнилось 120 лет со дня рождения основоположника гелиобиологии и аэронификации, пионера космической медицины и изобретателя. Но Александр Леонидович известен не только в мире науки, но и в мире искусства – как замечательный художник и поэт. Всего лишь единичные музеи в мире могут гордиться художественным наследием Чижевского. В Казахстане же вообще нет таковых, кроме Карагандинского областного музея изобразительного искусства. Персональных выставок картин у Чижевского не было, единственная его персональная, но уже мемориальная выставка проходила в Караганде в 1980 году, организованная вдовой Ниной Вадимовной Чижевской (Энгельгардт).
В преддверии 120-летнего юбилея еще в октябре 2016 года музей совместно с фондом «Гелиос» города Москвы организовал выставку картин Чижевского из архива семьи Л.В.Голованова и фондов музея. Эта выставка нашла большой отклик в сердцах карагандинцев. И хотя выставка работала совсем немного времени ввиду ее дальнейшего передвижения и экспонирования по городам Казахстана и России, картины легендарного Чижевского в зале нашего музея успели посетить и увидеть многие жители города.
В выставку вошли картины как предоставленные фондом «Гелиос», так и поднятые из хранилища музея. На то время в Карагандинском областном музее изобразительного искусства на хранении содержалось девять графических работ А.Л.Чижевского. Почти все они выполнены в акварели, которая стала для художника Чижевского ведущей техникой исполнения картин. Наверное, потому что акварель может легко дать тонкие тональные переходы, оттенки цветовых нюансов в пейзажах, которые так любил писать художник. Акварель быстро и свободно передает прозрачность чистого воздуха, который словно вибрирует и насыщается электричеством, даря новый толчок идеям пытливого ума ученого, ведь многие его труды и изобретения связаны с аэроионификацией.
Нельзя не восхищаться мастерством автора, когда он всего одной краской, одним лишь цветом акварели, размывая ее водой, создавал таинственность удивительных далей, игру воздушных потоков или легкие разбеги волн. Он будто всей душой проникался в атсмосферу просторов или лесных чащ. По картинам видно, что его волновали все изменения природы, и он с трепетностью передавал свое восхищение: отсвет заката на горизонте или потоки солнечных лучей, пронизывающие тяжелые тучи, или ярким контрастом цветовой палитры запечатлевал красоту цветущих полей, осенних берез в золотом убранстве, розовые переливы рассветного неба, чистоту первого снега.
И вот в 2017 году фонды музея пополнились еще 11 работами Александра Леонидовича Чижевского. Они были подарены фондом «Гелиос» и переданы Дмитрием Леонидовичем Головановым в дар музею. Почти все работы имеют авторскую подпись и дату.
Работы написаны были Александром Леонидовичем Чижевским в разное время: пять из них – в
Долинке, где он отбывал вторую половину своего срока и где размещалось управление Карлага. Одна из работ так и называется «Тихий вечер. Долинка. 1953г.». Другая же носит название «Море спокойно», она написана в 1955 году. Конечно же, никакого моря в Долинке нет и не могло быть. Дело в том, что А.Л.Чижевский многие пейзажи писал по памяти или воображению своего таланта.
Третья из них — работа «Ветер», выполнена в 1954 году цветными карандашами в диагональной композиции, где под резким порывом ветра сгибаются голые деревья на фоне тревожного красного заката. Эта картина, наверное, сильнее и глубже остальных передает душевное состояние Чижевского в его сложной изменчивой судьбе, согнутого, но не сломленного.
И последними двумя работами, написанными в Долинке в 1946 году, не перестают изумляться все, кто только начинает их рассматривать – это «Далекий город» и второй вариант «Далекого города». У этих работ удивительно маленький формат: 9,5 на 5 см – одна, и 8,5 на 6,5 см – другая. Но, несмотря на свои небольшие, можно сказать, миниатюрные, размеры, это полноценные завершенные картины с хорошо и детально прописанными широкими панорамами города и высоким небом. Четко обозначены очертания строений, городских зданий и крыш домов. Их стройный чередующийся ритм в силуэте города завораживает и приближает взгляд к себе. И уже можно разглядеть окошки домов, зубцы на башнях, острые шпили, словно ты вглядываешься в них издалека из-под ладони. Но особенно поражаешься небу, то сгущающемуся и нависающему над городом, то уходящему ввысь сквозь облака. Колорит обеих картин замешан на контрасте цветов и создает ощущение сказочности города, отдаленности его от бытия и в то же время ощущение тревоги и реальности.
Остальные шесть работ написаны в самый трудный, суровый период жизни Александра Леонидовича в не менее суровом крае Ивдельлага на Северном Урале в Свердловской области, где он отбывал свое заключение с 1942 года и откуда был отправлен в 1946 году в Караганду. Эти работы также небольшие по размеру, скорее всего, из-за лагерных трудностей, которые испытывал их автор. Но и они удивительны и очень живописны. Даже в таких тяжелых условиях художник находил силы видеть вокруг прекрасное и смог воплотить свои чувства, пусть на небольших, но замечательных листах. В них опушки хвойного леса, кроны зеленых елей, открывающиеся взору лесные поляны, берег каменистой речки – Чижевский всегда оставался верен избранному жанру пейзажа.
Вдохновение и творчество, наверняка, помогали ему выживать и надеяться на лучшее. И здесь он вспоминал море, так непохожее на окружающую его действительность: в ровной глади спокойного безбрежья вдалеке, почти на горизонте, виднеется одинокий белый парус. Картина так и называется – «Одиночество»…
Все эти картины Александра Леонидовича Чижевского вошли в «золотой фонд» Карагандинского областного музея изобразительного искусства и стали достойным вкладом в культурное наследие Казахстана.
Айгуль Омарова
Научный сотрудник
Карагандинского областного музея